Передплата на газету Приватний підприємець на 2024 рік

Рассылка новостей




10.02.2010

Регистрация торговых марок: часто задаваемые вопросы

Регистрация торговой марки – вопрос актуальный как для предпринимателей и малых предприятий, так и для крупных компаний и концернов. Защита доброго имени – очень важный вопрос в деятельности любого хозяйствующего субъекта. В этой статье будут рассмотрены вопросы, которые наиболее часто возникают у желающих зарегистрировать свою торговую марку.

Что такое торговая марка?

Торговая марка – это обозначение, по которому товары и (или) услуги одних лиц отличаются от товаров и (или) услуг других лиц. Синонимами являются такие определения, как "товарный знак", "знак для товаров и услуг", "trade mark (ТМ)", "логотип", "эмблема", "знак обслуживания", "торговое наименование", "бренд", "слоган", "фирменный знак", "отличительный знак", "марка изготовителя".

Зачем регистрировать торговую марку?

Регистрация торговой марки необходима для того, чтобы получить исключительные права на торговую марку для охраны прав на торговую марку и защиты от недобросовестной конкуренции.

На сегодняшний день основным элементом в продвижении своих товаров и/или услуг является индивидуализация, т. е. придание товару и/или услуге характеристик, отличающих их от аналогичных товаров и/или услуг, продвигаемых конкурентами. Как правило, выходить на рынок стоит под собственным "именем". Это имя позволяет выделить себя среди конкурентов и обеспечить узнаваемость товара или услуги. Таким инструментом и выступает торговая марка.

Защита собственной торговой марки становится очень важным шагом в процессе развития бизнеса. Найдется много желающих заработать на чужом "добром имени", здесь и пригодится исключительное право запрещать другим лицам использовать зарегистрированную торговую марку. В случае несанкционированного использования ее собственник свидетельства может получить возмещение за нарушение своих прав.

При отсутствии свидетельства на торговую марку невозможно запретить другим лицам использовать торговую марку.

Какие права имеет владелец свидетельства Украины на знак для товаров и услуг?

Свидетельство о регистрации дает право его владельцу использовать торговую марку (наносить на товар, упаковку, вывеску, этикетку, нашивку, бирку; применять во время предложения и оказания услуги; применять в деловой документации, в рекламе, в сети Интернет, в доменных именах), дает исключительное право разрешать ее использовать или запрещать другим лицам использовать ее без его согласия.

Кто может подать заявку на регистрацию торговой марки?

В соответствии со ст. 7 Закона Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" заявка на регистрацию торговой марки может быть подана в Патентное Ведомство Украины (Укрпатент) самим заявителем, его доверенным лицом либо представителем по делам интеллектуальной собственности (патентным поверенным).

Заявка на регистрацию торговой марки должна соответствовать определенным требованиям, утвержденным Укрпатентом в "Правилах составления и подачи заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг", также существуют определенные сроки для оплаты различных государственных сборов. В случае несоответствия заявки установленным требованиям она не принимается к рассмотрению. Если у экспертов в процессе проведения экспертизы возникают дополнительные вопросы, это увеличивает сроки регистрации торговой марки; а в случае пропуска сроков оплаты государственных сборов, заявка вообще может быть отозвана.

Таким образом, самому заявителю решать – лично подавать заявку на регистрацию торговой марки, изучив при этом тома законов, или сделать это через доверенное лицо либо патентного поверенного.

Конечно, в случае подачи заявки самим заявителем он не несет дополнительных денежных расходов на оплату гонораров доверенных лиц или патентных поверенных, однако он может понести гораздо большие расходы из-за незнания каких-либо нюансов.

Что такое классы МКТУ?

Всего существует 45 классов МКТУ (Международная Классификация Товаров и Услуг). С 1-го по 34-й класс – это классы товаров. Так, например, к 25-у классу относятся одежда, обувь и головные уборы, к 28-у – игры и игрушки. С 35-го по 45-й класс – это классы услуг, например, 39-й включает транспортные услуги, 40-й – услуги по обработке материалов.

Как правильно выбрать класс МКТУ?

При выборе классов МКТУ заявителю необходимо определить круг товаров и/или услуг, для которых предполагается зарегистрировать торговую марку. Необязательно ограничивать его только теми товарами и/или услугами, которые производятся или оказываются заявителем на момент оформления заявки. Целесообразно включать в перечень товары и услуги, которые предполагается производить и оказывать в будущем.

На сайте Укрпатента можно найти список классов МКТУ, в соответствии с которым можно классифицировать необходимые товары или услуги (http://base.ukrpatent.org/mktp9-2/viewclasses.php?vid=6).

Также одним из важных аспектов при классификации товаров и услуг является проверка их принадлежности к классу МКТУ с помощью алфавитного перечня товаров и услуг МКТУ. (http://base.ukrpatent.org/mktp9-2/viewclasses.php?vid=0).

Очень часто у заявителей и владельцев торговых марок возникает вопрос: следует ли испрашивать охрану торговой марки для рекламных услуг, услуг по транспортировке или хранению, если они являются производителями определенного товара. В соответствии с Законом услуги, направленные на удовлетворение потребностей изготовителя (например, упаковка собственных товаров, их хранение, перевозка, реклама), не следует включать в перечень товаров и услуг. Поэтому в случае, если предприниматель является производителем товаров, достаточно будет только заявить класс, к которому относится производимый товар. Однако, учитывая практику и существование недобросовестной конкуренции, рекомендуем в данном случае для более полной защиты торговой марки регистрировать ее также и для услуг, смежных с товарами.

Каковы сроки регистрации торговой марки?

Практика показывает, что стандартная процедура регистрации торговой марки составляет 1,5–2 года. Длительность процедуры регистрации зависит от оперативности оплаты государственных сборов, от количества вопросов, возникающих у эксперта в процессе экспертизы торговой марки, а также от быстроты ответа заявителя (либо его доверенного лица) на вопросы экспертов.

Существует также возможность ускорения процесса регистрации торговой марки – при этом сроки регистрации сокращаются до 9–10 месяцев или даже до 3–4 месяцев.

Для ускорения процесса регистрации торговой марки в Укрпатент должно быть подано ходатайство об ускорении и оплачен официальный сбор за ускорение. При ускорении сроков до 3–4 мес. – ходатайство подается сразу же после подачи заявки в Укрпатент. При ускорении сроков до 9–10 мес. – ходатайство об ускорении может быть подано по истечении 6 месяцев с даты подачи заявки в Укрпатент.

Возможен ли отказ в регистрации торговой марки?

Отказ возможен в случае несоответствия заявленной торговой марки условиям охраноспособности (ст. 5 и 6 Закона Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг").

Охраноспособность – это возможность регистрации обозначения в качестве торговой марки. Выбирая обозначение для регистрации, необходимо учесть, что не все названия и изображения могут быть зарегистрированы в качестве торговой марки. Поэтому, прежде чем приступить к проверке и регистрации выбранного обозначения как торговой марки (товарного знака), следует оценить его на соответствие критериям охраноспособности, предъявляемым, в частности, ст. 5 и 6 Закона Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг", согласно которым не регистрируются как торговые марки обозначения:

– противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали;

– имитирующие или изображающие государственные гербы, флаги и прочие государственные символы, официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные названия межгосударственных организаций, официальные клейма, печати, награды;

– не обладающие различительной способностью;

– вошедшие во всеобщее употребление для обозначение товаров и услуг определенного вида;

– являющиеся общепринятыми символами и терминами;

– состоящие только из обозначений, являющихся описательными в отношении определенных товаров и услуг;

– представляющие собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством или назначением товаров;

– вводящими в заблуждение в отношении товара, услуги или производителя.

Также не регистрируются в качестве торговых марок обозначения, тождественные или cходные до степени смешения с:

– торговыми марками других лиц, заявленными на регистрацию либо зарегистрированными в Украине;

– промышленными образцами, права на которые принадлежат в Украине другим лицам;

– названиями известных в Украине произведений науки, литературы и искусства или цитаты и персонажи из них, произведения искусства и их фрагменты. Таки торговые марки могут быть зарегистрированы только с согласия владельцев авторского права или их наследников;

– фамилиями, именами, псевдонимами и производными от них, портретами известных в Украине людей без их согласия;

– фирменными наименованиями, известными в Украине;

– наименованиями мест происхождения товаров;

– общеизвестными торговыми марками в Украине;

– сертификационными знаками.

Приведем несколько примеров вынесения предварительных отказов:

– отказ в регистрации торговой марки "PARFUMS" для услуг 35-го класса на основании его сходства до степени смешения с торговой маркой "parfum", ранее зарегистрированной в Украине на имя другого владельца;

– отказ в регистрации торговой марки "PARIS – GENEVE" для товаров 03-го класса, в связи с тем, что знак является вводящим в заблуждение относительно места изготовления товаров, потому что "PARIS" – это Париж (столица Франции), "GENEVE" – это Женева, Швейцария, в то время как заявителем является гражданин Украины.

Перед вынесением окончательного отказа Учреждение экспертизы направляет обоснованное предварительное заключение, на которое возможно предоставить мотивированный ответ в пользу регистрации торговой марки.

Как вероятность отказа в регистрации торговой марки свести к минимуму?

Для того чтобы свести к минимуму вероятность отказа в регистрации торговой марки необходимо проверить:

– охраноспособность торговой марки (согласно Закону Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг");

– не зарегистрированы и не поданы на регистрацию тождественные или схожие торговые марки.

Обозначения ® и ™: какая между ними разница?

В соответствии с Международной Парижской конвенцией по вопросам охраны промышленной собственности владелец прав на знак для товаров и услуг имеет право проставлять рядом со знаком предупредительную маркировку в виде обозначения ™ – "trade mark" (англ. "торговая марка") – используется после подачи заявки на регистрацию и до получения свидетельства. Этот символ предупреждает о том, что знак проходит процедуру регистрации. ® – "registered" (англ. "зарегистрированный") – ставится после получения свидетельства на знак и подтверждает, что его владельцу принадлежат все исключительные права.

Можно ли законно использовать торговую марку, зарегистрированную на другое лицо?

В соответствии со ст. 16 Закона Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг" предусмотрено, что "владелец свидетельства имеет право дать любому лицу разрешение (выдать лицензию) на использование знака на основании лицензионного договора". В соответствии с лицензионным договором одна сторона (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) разрешение на использование торговой марки (лицензию) на условиях, определенных по взаимному согласию сторон (в том числе в случае их договоренности на безвозмездной основе).

Обязательным условием лицензионного договора является оговорка о том, что качество товаров и услуг, изготовленных или предоставленных по лицензионному договору, не будет ниже качества товаров и услуг владельца свидетельства и что последний будет осуществлять контроль за этим. Лицензионный договор считается действительным, если он заключен в письменной форме и подписан. Предусматривается, что лицензия на использование торговой марки не подлежит обязательной государственной регистрации. Вместе с тем сведения о выдаче лицензии на использование торговой марки рекомендуется регистрировать в реестре Укрпатента.

Валерия Соколова,
специалист по регистрации объектов интеллектуальной собственности,
компания stepTM
www.steptm.com.ua

?? ?????? ???????

 

?? ?????? ???????




На правах рекламы

Устали от городской суеты и шума? - Коттеджный городок покой природы и возможности большого города.

Additional Info

  • Размещение в RSS:: нет

Поделиться:

Новий номер!

  • Звітуємо/сплачуємо податки за І квартал 2024 року
  • Річна звітність загальносистемника: заповнення додатка Ф2

Детальніше...

Мы на Facebook

Популярне