Рассылка новостей




18.09.2019

Применение РРО предпринимателями

19 апреля 2019 года вступил в силу приказ Минфина от 13.02.2019 г. № 64 (далее – Приказ № 64). Им утверждены порядки ведения реестра экземпляров РРО и реестра ЦСО. В связи с этим значительно упрощается процедура регистрации РРО. На что обратить внимание – читайте в настоящей публикации.

Кто формирует реестры РРО и ЦСО?

Реестр РРО обязана сформировать фискальная служба Украины. Ей для этого отведено два месяца. В реестр должны включаться все экземпляры РРО, которые зарегистрированы в органах ГФС и находятся в эксплуатации (кроме РРО, зарегистрированных для хозяйственных единиц или субъектов хозяйствования с местонахождением на временно оккупированных территориях) или находились в эксплуатации на дату вступления в силу Приказа № 64, с присвоением им регистрационных номеров.

В формировании реестра РРО участвуют и производители РРО. Но им для этого отведено три месяца. Они подают заявления о включении в реестр всех экземпляров РРО, поставка которых была осуществлена до вступления в силу Приказа № 64, срок службы которых не истек и которые не включены в реестр. Если на момент получения заявления о включении модели (модификации) РРО в реестр такой РРО уже включен в реестр РРО органом ГФС, заявление производителя (поставщика) считается заявлением о внесении изменений в реестр.

Поскольку реестр РРО начал формироваться после вступления в силу Приказа № 64, предприниматели могут столкнуться с ситуацией, когда РРО, который они хотят зарегистрировать, не включен в реестр. В этом случае предпринимателю придется к заявлению приложить копии документов, подтверждающих факт покупки или бесплатного получения РРО в собственность, другого документа, подтверждающего право собственности или пользования, а также копии паспорта (формуляра) РРО и паспорта модема (если применяется внешний модем). На основании этих документов налоговая включает РРО в реестр. Так действовать можно будет в течение трех месяцев.

Если РРО снят с регистрации до вступления в силу Приказа № 64, но по нему не истек срок службы, включить его в реестр РРО налоговая может в общем порядке на основании заявления производителя (поставщика) или предпринимателя – пользователя РРО и приложенных к нему копий документов, подтверждающих факт покупки или бесплатного получения РРО в собственность, другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО, а также копии паспорта (формуляра) РРО и паспорта модема (если применяется внешний модем).

Первичное наполнение реестра ЦСО осуществляется на основании заявлений производителей (поставщиков). Сформировать такой реестр должны в течение двух месяцев после вступления в силу Приказа № 64.

газета Приватний підприємець

Что изменилось в порядке регистрации РРО?

С 19 апреля регистрация РРО существенно упрощена, поскольку нет необходимости предпринимателям лишний раз приходить в органы ГФС. Теперь регистрировать РРО можно и нужно онлайн через Электронный кабинет налогоплательщика. Для этого предприниматель должен придерживаться требований по электронной идентификации (электронная цифровая подпись) и иметь документы, подтверждающие его личность и предоставленные ему полномочия.

Порядком регистрации РРО возможность подачи заявления в бумажном виде не отменена. Тем не менее органы ГФС с 19 апреля принимают заявления только в электронном виде. Это вызвало в первые дни действия последних изменений некоторые сложности: отсутствие четких инструкций по процедуре электронной регистрации, медленное и неполное наполнение реестров РРО и ЦСО, большая нагрузка на сервера реестров, из-за чего обмен данными происходил с задержкой. В результате первый этап нововведений получил негативный эффект.
В настоящее время проблем с электронной регистрацией РРО практически нет.

Какие документы иметь для регистрации РРО?

Основной документ, который необходим для регистрации РРО, – это заявление о регистрации РРО (форма № 1-РРО) – приложение 1 к Порядку регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые используются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденному приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547 в редакции приказа от 20.09.2018 г. № 773 (далее – Порядок № 547).

При заполнении заявления в электронном виде через Электронный кабинет налогоплательщика подавать сканкопии других документов не нужно. Вместо копий документов, подтверждающих место использования РРО, предприниматель должен подать в орган ГФС уведомление по форме № 20-ОПП, в котором правильно указать тип объекта и идентификатор объекта налогообложения. Ведь данная информация используется в дальнейшем при заполнении заявления. Уведомление по форме № 20-ОПП предприниматель заполняет при наличии документов, подтверждающих право пользования помещением, в котором будет применяться РРО. Такими документами могут быть: документы на право собственности, договор аренды или пользования и др.

Обращаем внимание, что предприниматель обязательно должен иметь заключенный договор с ЦСО на сервисное обслуживание. Заключить его можно только с тем ЦСО, который включен в реестр ЦСО производителем с правом проводить техническое обслуживание конкретной модели.
При заключении договора в нем указываются регистрируемые модели РРО. Если в дальнейшем предприниматель будет регистрировать другие РРО, то к основному договору заключается дополнительное соглашение, в котором указываются регистрируемые модели РРО.
Несмотря на то что представлять в орган ГФС копии документов, подтверждающих право использования РРО, не нужно, они обязательно должны быть у предпринимателя. Документами, подтверждающими законность использования РРО, являются  документы на право собственности или пользования. Право собственности подтверждают договоры купли-продажи или счета на оплату и расходные накладные на их получение, право пользования – договор аренды, дарения, пользования и др.

газета Приватний підприємець

На что следует обратить внимание при заполнении заявления на регистрацию РРО?

Заполняя заявление на регистрацию РРО, предприниматели, к сожалению, допускают много ошибок, поэтому и получают квитанции с отказом в регистрации. Но в квитанции обязательно указывается причина отказа. Следовательно, если ее устранить, то заявление можно подать вновь.

Если у предпринимателя не получается самостоятельно исправить ошибки, помочь заполнить заявление могут и сотрудники ЦСО.
Чаще всего ошибки возникают при заполнении п. 4 и п. 7 заявления, в которых необходимо правильно указать сведения о регистрируемой модели РРО и ЦСО, с которым заключен договор на техническое обслуживание. Теперь эту информацию следует выбирать из соответствующих реестров. При заполнении заявления повторяющуюся информацию следует набирать, а не копировать. Отказ может быть вызван также тем, что неправильно из реестра РРО выбрана модель РРО, поскольку одной и той же модели может быть несколько производителей или указана не та серия, или буквенные обозначения использованы не из того шрифта (вместо английского нужно использовать русский).

После завершения регистрации заявления в личном кабинете положительный либо отрицательный ответ от ГФС поступает в интервале от 15 минут до суток. При этом в Порядке регистрации РРО сохранена норма, согласно которой у органа ГФС для принятия решения есть два рабочих дня (п. 8–10 гл. 2 р. II Порядка № 547).

Если получено положительное решение, то ЦСО в своем личном электронном кабинет получает ту же информацию, что и предприниматель в своем. Сложность для ЦСО заключается в том, что подтверждение о присвоении временного фискального номера приходит в общем наборе вместе с другими документами. Поэтому рекомендуем предпринимателям дополнительно информировать ЦСО о получении положительного решения.

ЦСО проводит процедуру персонализации и отправляет в электронной форме в своем личном кабинете в ГФС подтверждающие документы.
В зависимости от выбранного способа получения предприниматель получает свидетельства о регистрации РРО, в бумажном или электронном виде. Способ получения свидетельства он определяет при заполнении заявления. Для этого делает отметку в соответствующем пункте.

Если же заявление заполнено правильно и в реестрах содержится вся необходимая информация о самом предпринимателе, модели РРО, месте осуществления деятельности и ЦСО, то на регистрацию РРО уходит значительно меньше времени, чем определено Порядком № 547.

Новости по теме: Верховна Рада підтримала законопроекти про «кешбек» та «РРО в смартфоні»

Новые модели программно-технических комплексов вводятся экспериментально, система будет тестироваться до конца текущего года. Чтобы все заработало, в государственный реестр введены восемь электронных программ - комплекс обработки фискальной информации «ИКС ПРРО», регистратор расчетных операций - специализированный СРРО, программный комплекс «Вебкаса» (Webkassa), фискальный сервер «iNNOVATE!», «Смарт КАСА», «Easy S1», «Укртримекс РРО» и разработанная ГФС система «E-Receipt (е-Чек) электронный чек».

Перечень новейших моделей программных и/или программно-технических комплексов, предназначенных для регистрации расчетных операций, участвующих в экспериментальном проекте утвержден приказом Министерства финансов Украины от 26.03.2019 г. № 121.

В основу системы «E-Receipt (e-Чек) электронный чек» положен принцип обязательной он-лайн фискализации чеков на сервере ГФС. Эта система является альтернативой традиционным РРО, ведь может применяться для регистрации расчетных операций, и является бесплатной для пользователей. Функциональные компоненты системы E-Receipt позволяют субъекту хозяйствования - продавцу, применяя персональные компьютеры, планшеты, смартфоны, осуществлять регистрацию расчетных операций и передавать отчетную информацию (чеки, z-отчеты) в ГФС, покупателю - просматривать информацию о чеках в Электронном кабинете. Она интегрируется с другими системами ГФС, может интегрироваться с другими бухгалтерскими программами пользователя. Именно эти модели будут применять в своей деятельности.

Продлится экспериментальный проект до 31 декабря 2019 года. Государственный реестр РРО, который включает новейшие модели, утвержден приказом ГФС Украины 26.03.2019 г. № 247.

ВНИМАНИЕ: Если вы хотите задать вопрос редакции газеты "Частный предприниматель" по материалам данной статьи, то сделать это можно в разделе "Задать вопрос".

 

Поделиться:

Уголок потребителя

Новый номер!

  • Изготовление выпечки: можно ли на дому?
  • Единщики будут работать с РРО
  • Новые учетные формы для единщиков
  • Больничные и декретные: неполное время и совместители
  • Уплачивать ли налог за неоформленную землю

 Подробнее...

Мы на Facebook

Популярное