Методическое пособие Наемные работники у предпринимателя

Подпишись на газету

Cправочник предпринимателя

Рассылка новостей




Бізнес-центр Дніпропетровської міської ради

CEASC: тренінги, навчання, стажування в Україні і за кордоном

Веб Университет Самосовершенствования

БУХГАЛТЕР, АУДИТОРСКАЯ ФИРМА, ЧП

Уголок потребителя

20.01.2015

Наемные работники у частного предпринимателя. Порядок оформления на работу и увольнения

Оформление трудовых отношений

С 01.01.2015 г. исключена из Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ) ст. 241, требующая регистрации в службе занятости трудового договора, заключенного между предпринимателем и наемным работником. Начиная с 2015 года КЗоТ не обязывает регистрировать трудовой договор в службе занятости.

Вместе с тем появилось другое требование. Так, в ч. 3 ст. 24 КЗоТ внесены изменения, согласно которым работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора, оформленного приказом или распоряжением работодателя, и уведомления органов ГФС о приеме работника на работу в порядке, установленном КМУ.

Напомним, что раньше ст. 241 КЗоТ требовала зарегистрировать трудовой договор в службе занятости в недельный срок с момента фактического допуска работника к работе, а согласно ч. 4 ст. 24 КЗоТ трудовой договор считался заключенным даже в случае, когда работник был допущен к работе, без заключенного трудового договора. С 2015 года данные нормы не действуют, и работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора.

 

Таким образом, с 2015 года при оформлении с работником трудовых отношений предприниматель не должен регистрировать трудовой договор в центре занятости, однако должен уведомлять о новом работнике орган ГФС. Без уведомления налоговой о приеме на работу работник не может быть допущен к работе.

 

Порядка уведомления органа ГФС о принятых работниках в настоящее время нет, однако Законом № 77 определено, что Кабмин должен в трехмесячный срок обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации данного Закона.

Однако открытыми пока остаются ряд вопросов, в частности: как оформлять трудовые отношения до утверждения правительством нового порядка? Нужно ли снимать с регистрации ранее заключенные трудовые договоры при увольнении работника либо уведомлять об этом налоговую? Может ли предприниматель оформить трудовую книжку наемному работнику, впервые принимающемуся на работу?

Ответственность и штрафы

Особое внимание в трудовом законодательстве уделено легализации трудовых отношений. Если ранее при нарушении трудового законодательства проверяющие применяли штрафы, установленные Кодексом Украины об административных правонарушениях (КУоАП), то теперь штрафы определены и в самом КЗоТ. Так, в новой редакции изложена ст. 265 КЗоТ “Ответственность за нарушение законодательства о труде”. Теперь кроме общей фразы о том, что лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность согласно действующему законодательству, появляется конкретика.

Важно отметить, что штрафы являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям, определенным главой 27 Хозяйственного кодекса Украины. Штрафы налагаются Гоструда в порядке, установленном Кабмином. Без проверки Гоструда могут быть наложены штрафы на основании решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора. Выполнение постановления Гоструда возлагается на Государственную исполнительную службу. При этом уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений трудового законодательства.

В новой редакции изложена и ст. 41 КУоАП, которой устанавливается ответственность за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда. Также Законом № 77 вносятся изменения и в ст. 172 Уголовного кодекса Украины (УКУ), устанавливающую ответственность за грубое нарушение трудового законодательства. Следует отметить, что штрафы существенно возросли.

Для наглядности в табличной форме представим основные нарушения трудового законодательства и ответственность, которая за них предусмотрена КЗоТ, КУоАП и УКУ.

Нарушение

Штраф

Норма законодательства

1

2

3

КЗоТ

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора, оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса и налогов

30-кратный размер минимальной зарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения (далее – МЗП), за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение

(т. е. 36 540 грн.*)

ст. 265 КЗоТ

Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме

3-кратный размер МЗП (т. е. 3 654 грн.)

ст. 265 КЗоТ

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда

10-кратный размер МЗП за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (т. е. 12 180 грн.)

ст. 265 КЗоТ

Нарушение других требований трудового законодательства, кроме вышеперечисленных

1 размер МЗП (т. е. 1 218 грн.)

ст. 265 КЗоТ

1

2

3

КУоАП

Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты, вы­пла­та ее не в полном объеме, нарушение сроков выдачи документов о трудовой деятельности по требованию работников, а также другие нарушения требований трудового законодательства

от 30 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ннмдг)

(от 510 грн. до 1 700 грн.)

ст. 41 КУоАП

Повторное на протяжении года совершение нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию, или те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида

от 100 до 300 ннмдг

(от 1 700 грн. до 5 100 грн.)

ст. 41 КУоАП

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора, допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства

от 500 до 1 000 ннмдг

(от 8 500 грн. до 17 000 грн.)

 

ст. 41 КУоАП

Повторное на протяжении года совершение аналогичного нарушения, за которое лицо уже было подвергнуто административному взысканию

от 1 000 до 2 000 ннмдг

(от 17 000 грн. до 34 000 грн.)

ст. 41 КУоАП

УКУ

Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам или другое грубое нарушение законодательства о труде

от 2 000 до 3 000 ннмдг (от 34 000 грн. до 51 000 грн.) или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до трех лет, или исправительные работы сроком до двух лет. (Ранее штраф был до 850 грн.)

ст. 172 УКУ

Те же действия, если они совершены повторно или в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида

от 3 000 до 5 000 ннмдг (от 51 000 грн. до 85 000 грн.) или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком до пяти лет, или исправительные работы сроком до двух лет, или арест сроком до шести месяцев. (Ранее штраф был от 850 грн. до 1 700 грн.)

ст. 172 УКУ

 

Материал для сайта подготовлен 19 января 2015 года

Уголок потребителя

Новый номер!

  • Единый налог: новогодние изменения
  • Как реформировали общую систему
  • Налог на недвижимость по-новому
  • Алкоголь и табак в розницу: акцизный налог

Подробнее...

Всеукраинская практическая конференция «NonFoodMaster-2015»

Голосование

В связи с требованием по применению РРО (кассовых аппаратов) единщиками: